КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Курс подготовлен специалистами теоретиками и практиками работы в сфере внешних связей Красноярского края, сотрудником Общественного Совета Минэкономразвития и внешних связей. В ходе курса будут обеспечены часы практики с посещением международно значимых встреч и мероприятий.

В данный курс может быть включена специальная международная экскурсия

Современные международные отношения

Обязательный курс

Спецкурс охватывает материал на стыке исторических, экономических и политических наук. В зависимости от специализации студентов они могут быть приспособлены к их профессиональным интересам. Но в любом случае эти спецкурсы призваны расширить кругозор студентов, существенно дополнить их знания, получаемые на базовых предметах.

 

- Желаете узнать больше о современных международных отношениях и глобальных процессах, считаете, что СМИ показывают их необъективно или умалчивают о многих из них? 

  

- Как прогнозировать развитие экономики некой страны по её прошлому опыту и её принадлежности к своей категории и группе стран? 

 

 

 

Международные сопоставления и информационная безопасность России

Продолжительность курса 8 недель

Преподаватель-эксперт Молодых Леонид Леонидович. Ученая степень: соискатель ученой степени кандидата исторических наук. Должность: научный консультант журнала The Newman in Foreign Policy.

 

 

Информацию о международных сопоставлениях можно регулярно встретить в заявлениях чиновников и политиков, в предложениях экспертов, в новостных сюжетах средств массовой информации. Но обычно это не систематизированная информация, а отдельные отрывочные факты, которые не могут создать комплексной картины мира у специально неподготовленного человека. Поэтому такой человек рискует стать жертвой манипуляций массовым сознанием путём приведения заведомо недостоверных данных о международных сопоставлениях, либо данных, которые сами по себе не являясь заведомо недостоверными, приводятся в отрыве от их общего контекста, что позволяет их ошибочно интерпретировать. Особенно часто манипуляции массовым сознанием путём приведения информации о международных сопоставлениях используются в политических ток-шоу на телевидении. И это несёт существенную угрозу национальной безопасности России, так как в значительной мере именно СМИ формируют общественное мнение. Международные сопоставления фактически являются монополией ряда американских организаций (Пенсильванский университет, ЦРУ) и международных организаций, связанных с глобальной долларовой системой (МВФ, МБРР, ОЭСР) – результаты всех сравнений приводятся к долларовому всеобщему эквиваленту, что позволяет Западу использовать международные сопоставления как информационное оружие против неугодных Западу стран. Поэтому важно выявить, как организована эта информационная атака, и как противостоять ей для обеспечения национальной безопасности России.

В результате прохождения данного курса его слушатели должны научиться аналитически и критически воспринимать получаемую ими информацию о потенциалах стран мира, то есть интересоваться её источниками и методами их обработки, её полнотой и сопоставимостью с другой имеющейся информацией на близкие темы.

Курсы по выбору

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН МИРА

- Какие экономико-политические категории и группы стран существуют в современном мире и каковы особенности их стран? 

 

- Почему Запад господствует в современном глобальном мире и вмешивается в дела остальных стран, а остальные страны находятся в той или иной степени зависимости от него и возможно ли преодолеть такое положение? 

 

- Чем Новый мировой порядок похож на "Холодную войну" и чем от неё отличается? 

 

 

- Экономический рост – постоянная характеристика современного мира или его потенциал ограничен объективными причинами?

 

- какие последствия вызывает постепенное прекращение экономического роста на Земле? 

 

- Насколько велик ресурсный потенциал Земли, почему объём извлекаемых ресурсов, особенно энергетических, нельзя радикально увеличить и как цены на нефть влияют на те или иные страны? 

 

- Как соотносятся экономические потенциалы тех или иных стран, по какой методике они измеряются и почему фактически международные сопоставления являются монополией США и их информационным оружием? 

 

 

- Насколько объективны оценки экономического положения СССР и России по итогам международных сопоставлений? 

ТРЕТИЙ МИР КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ СЕРЕДИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВВ.

- Что такое третий мир, каковы сходства и отличия его стран, и почему проблемы третьего мира касаются не только третьего мира? 

 

- Как две противоположные теории объясняют слаборазвитость третьего мира?  

 

- Какова кратность экономического разрыва развитых стран и стран третьего мира? 

 

- Каковы формы и масштабы неэквивалентных экономических отношений между странами Запада и не-Запада во времена колониализма и в наше время и чем неоколониализм сходен и отличен от классического колониализма? 

 

- Почему страны третьего мира часто раздираются внутренними конфликтами? 

 

- Чем вызваны конфликты и противостояния современного мира, как соотносятся военные потенциалы основных стран мира, какие существуют военно-политические блоки, каковы их военные расходы и их экономические последствия? 

 

 

- Почему США и их союзники регулярно нападают на страны, объявленные ими изгоями и достоверны ли официальные мотивы этого? 

РЕГИОНАЛИЗМ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

- Какие межгосударственные организации существуют в современном мире, и какова их роль в современном миропорядке? 

 

- Почему страны Запада действенно используют межгосударственные глобальные организации в своих интересах и почему у стран "неЗапада" это получается намного хуже?  

 

- Почему межгосударственная региональная интеграция успешна в Западной Европе и Северной Америке, но не в других частях света? 

 

 

- Каковы особенности членства в межгосударственных региональных организациях в истории СССР и России? 

КОНФЛИКТЫ И ПРОТИВОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА

 

- Сдвиг в мировой экономики в пользу новых индустриальных стран происходит в реальности или в воображении? 

 

- Правда ли, что центр мировой экономики из Западной Европы и Северной Америки сдвигается в Азию и на Тихий океан? 

 

- Чем вызван глобальный экономический кризис, и какие последствия он может нести для тех или стран мира? 

  

- Что лучше для той или иной страны не-Запада: бороться за реальный суверенитет от Запада или выполнять его требования? 

 

- Оружие массового поражения: большое зло или большой миротворец и почему страны мира не равны в правах на его получение? 

 

- Есть ли значительный риск горячей Третьей мировой войны? 

 

- Каковы замыслы Запада в отношении России и может ли Россия адекватно на них ответить? 

 

 

Российско-китайское сотрудничество в ООН и других глобальных организациях

Разделы курса

*прилагается научно-методическая литература от автора курса

КИТАЙ, РОССИЯ И КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ: НАУЧНОЕ, ГУМАНИТАРНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

1.1 КНР И КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ НА ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

 

1.2 РОССИЯ И КИТАЙ НА ПЛОЩАДКЕ ООН В ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.3 СОВЕТСКО/РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 1969 – 2015 ГГ. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

 ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВЕСТКАХ ДНЯ РОССИИ И КИТАЯ НА ПЛОЩАДКАХ ГЛОБАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

2.1 ПОЛИТИКА КНР И РОССИИ В ОРГАНАХ ООН И ШОС ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

 

2.2 ПОЛИТИКА КНР И РОССИИ В ОРГАНАХ ООН И ШОС ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

 

2.3 МОДЕЛИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ С УЧЕТОМ ВЕРОЯТНОСТИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В НАТО (НА МАТЕРИАЛАХ СМИ)

 

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В ООН И НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 

3.1 ДОЛГОСРОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ГОЛОСОВАНИИ В ООН (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВА ВЕТО В СБ ООН)

 

3.3 МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО КРИТИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ РАБОТЫ ООН

 

136

3.4 ИНСТРУМЕНТЫ МЯГКОЙ СИЛЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ВНЕШНИМ МИРОМ И ГЛОБАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИИ (1949 – 2015 ГГ.).

ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В ПЛОСКОСТИ ПРОФИЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ

Обязательный курс

целью курса является овладение слушателя знаниями об общих

 

закономерностях развития международных отношений и комплексным

 

пониманием курса внешней политики КНР.

 

 

Задачами курса являются:

 

- систематическое изложение теории и практики внешней политики Китая;

- целостное представление об основных факторах и ведущих тенденциях международной деятельности Китая;

- установление материальных и политических причин и интересов, стоящих за эволюцией её внешнеполитического курса;

- полное и всестороннее освещение внешней политики Китая в контексте традиций китайской дипломатии;

- хронологический обзор основных этапов международной деятельности КНР с акцентом на анализ как долгосрочных мотивов, так и конкретных внешнеполитических замыслов, целей и приоритетов китайской дипломатии.

 

В итоге овладения курсом подразумевается, что добросовестный слушатель должен знать: основные источники и литературу по истории внешней политики Китая; особенности, направления и этапы внешней политики и современных международных отношений; место и роль Китая во внешней политике России, Индии, ЕС, США, Южной Америки и Африки;

уметь: выявить основные причины, тенденции и закономерности внешней политики Китая и современных международных отношений; дать качественную характеристику многосторонней внешней политики Китая; определять круг политических приоритетов для Китайской внешней политики в прошлом и настоящем; проанализировать динамику курсов внешней политики Китая относительно всех крупных геополитических игроков;

владеть: основами навыков анализа основных закономерностей внешней политики Китая в контексте международных отношений; профессиональной лексикой и терминологией, связанной с дипломатией и международными отношениями; базовыми навыками анализа международно-правовых документов.

 

В результате обучения слушатель курса должен обладать следующими общекультурными и общепрофессиональными компетенциями:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень ;

- способностью порождать новые идеи (креативность);

- способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;

- способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширить и углублять своё научное мировоззрение;

- способностью применять современные методы и методики исследования;

- способностью к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;

-   способностью к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности;

-   способностью анализировать, синтезировать и критически осмысливать информацию на основе комплексных научных методов;

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ;

- способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

- знанием современные методологические принципы и методические приемы исторического исследования;

- способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций;

в педагогической деятельности:

- имением навыков практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- умением анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;

в экспертно-аналитической деятельности:

- способностью к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации, учреждений историко-культурного туризма.

Глобальные проблемы человечества. Роль и место России в их разрешении

Обязательная дисциплина

1. Сущность и содержание глобализационных процессов;

 

2. Основные формы проявления кризисных процессов в современных обществах;

 

3. Современные глобализирующиеся общества в контексте типов научной рациональности: модели мира и проекты международных отношений;

 

4. Закономерности развития кризисного российского общественного сознания и его связь с глобализационными процессами;

 

5. Сознание активного социума и деловых кругов России в условиях глобализации;

 

6. Концепции развития современной России в условиях общества переходного периода;

  

7. Перспективные задачи исследования и регулирования российского кризисного общественного сознания в условиях глобализации: конфликты, рекреация, абсентеизм и профессиональное выгорание;

 

8. Регулирование международных и внутрироссийских социальных отношений в информационно-коммуникативной сфере и деловой среде.

Фото с последних заседаний!)